Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В октябре мы начинаем первый модуль вебинаров «Психолингвистика и психосемиотика». Этот модуль предназначен для начинающих и состоит из 10 лекций, посвящённых структуре психосемиотического анализа текста и основным инструментам этого анализа. Первый модуль завершается контрольной работой, по результатам которой будут отбираться участники для работы во втором модуле.
Лекция 1.
Любой текст – это неосознаваемое сообщение его автора о своей уникальной картине мира. Мы не осознаем большинство лингвистических выборов, т.к. слишком много выборов совершаются в потоке речи одновременно. Остановки и замедления – способ сделать интуитивно-понятное предметом анализа. Экспликация интуиции: приобретения и потери.
Лекция 2.
Уровни текста, на которых совершается выбор.
• Сюжетный:
• Лексический: выбор слова из ряда синонимов, выбор абстрактной и конкретной лексики, этикетный выбор, стилистический выбор.
• Семантический: внешние и внутренние предикаты
• Глубинно-синтаксический: выбор между агенсными и неагенсными конструкциями.
• Морфологический: выбор частей речи, выбор грамматического времени глагола, выбор между личными и неличными глагольными формами.
• Фонетический: выбор интонационных моделей, паузация, быстрее-медленнее, громче-тише, выбор из трёх регистров и переходы с регистра на регистр.
Лекция 3.
Уровень сюжета. Выбор сюжетного синтаксиса, выбор степени детализации, выбор места для сюжетных умолчаний.
Лекция 4.
Семантический уровень: значения, апеллирующие к зрению и слуху, и значения, не апеллирующие ни к каким органам чувств.
Лекция 5.
Уровень синтаксиса. Выбор синтаксической конструкции как сообщение о свободе или несвободе. Лингвистические демоны и божественный Кайрос – на что они влияют в нашей повседневной жизни.
Лекция 6.
Уровень морфологии. Грамматическое время глаголов.
Прошедшее — время когнитивное. Глаголы, отсылающие к прошлому:
«Знаю», «Помню», «Понимаю».
Лекция 7.
Будущее — время неизвестности и царство божественного Кайроса.
Глаголы, отсылающие к будущему:
«Хочу», «Боюсь», «Ошибаюсь».
Лекция 8.
Настоящее — время чувств.
Лекция 9.
Грамматическое время — это время или место?
Что такое лингвистическое пространство и лингвистическое время. Семантика времени — метафора от семантики пространства.
Лекция 10.
Связь между локусами времени.Причинно-следственная связь и её до-логический, пространственный предок: временнАя связь.
Умолчания разных уровней в тексте. Реконструкция умолчаний.
Ведущая курса:
Марина Новикова-Грунд — лидер Факультета психологии. Психолог и психолингвист, разработчик курсов по семиотическому пониманию текста, автор книги «Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты.
Занятия по субботам в 19-30 (первый модуль) с применением дистанционных технологий. Старт группы 13 октября.
О расписании второго модуля будет объявлено отдельно.
Стоимость — 11 000р. за первый модуль.
Второй модуль будет проходить в виде полноценных семинаров в микрогруппах по 6 – 8 человек. Он будет проводиться в режиме конференции. Мы будем совместно разбирать собственные тексты, пользуясь инструментарием, полученным в первом модуле. Все участники семинара смогут непосредственно контактировать между собой, обсуждать решения и задавать вопросы онлайн.