• 12 апреля 2018, четверг
  • Москва, Московский международный университет, малый зал, Москва, Ленинградский проспект, 17, 125040

«Живая история» психологии: вчера и сегодня

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Московский Международный Университет
2446 дней назад
12 апреля 2018, начало в 19:00
Москва
Московский международный университет, малый зал, Москва, Ленинградский проспект, 17, 125040

Кандидат психологических наук Владимир Умрихин проведет лекцию «"Живая история" психологии: вчера и сегодня» в рамках открытого лектория университета и набора студентов-2018 на факультет «Психологии» – mi.university/faculties/3-psihologi....

Термин «живая история» науки, во-первых, означает, что наука – не только драма идей (как считал А. Эйнштейн), но и в не меньшей степени драма людей. В сложнейших перипетиях человеческих отношений, в коллизиях и драмах общественной жизни рождалась и пробивала себе путь научная мысль. Во-вторых, этот термин (live history) пришел к нам с Запада как название особого метода, основанного на проведении специальных историко-научных интервью со свидетелями и участниками исторических событий. Такой метод, позволяя проникать в «затекстовое» пространство, дает нам уникальные, нигде ранее не опубликованные и неизвестные сведения о прошлом и настоящем нашей науки и ее творцах. Это дает возможность впервые или по-новому понять суть и смысл множества событий в процессе развитии науки. Многие из подобных сведений, полученных автором (это, в частности, интервью с дочерью Л.С. Выготского – Г.Л. Выгодской, такими крупными психологами, как М.Г. Ярошевский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь и др.), легли в основу лекции, которая будет построена в жанре социальной и личностной истории науки.  Ее объем позволяет сосредоточиться далеко не на всех интересных событиях истории психологии последних полутора столетий. Предполагается выделить самые примечательные.

1. «У психологии долгое прошлое, но короткая история». Традиционно считается, что психология выделилась в самостоятельную науку, благодаря введению крупнейшим немецким ученым В. Вундтом (1879) эксперимента как наиболее эффективного метода научного познания. Однако мы покажем, что главный вклад В. Вундта – в подготовке первого поколения психологов-экспериментаторов и создании профессионального научного психологического сообщества. Тем самым психология впервые стала самостоятельной научной профессией.

2. Аналогичные процессы вскоре обнаружились и в России. Особую роль здесь сыграл открытый в 1914 г. Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете как «учено-учебное заведение», через которое прошло большинство выдающихся отечественных психологов. Рассматривается роль его основателя Г.И. Челпанова, породившего отечественную психологию как самостоятельную научную профессию.

3. Отдельной сюжетной линией выступает творческий путь одного из классиков российской психологии А.Р. Лурия (1902 – 1977). Обсуждается вопрос, почему он оказался при жизни самым известным российским психологом на Западе — от переписки с З. Фрейдом в студенческие годы и изобретения детектора лжи до создания всемирно признанной нейропсихологии. 

4. Благодаря А.Р. Лурия отечественная и мировая психология узнала самого крупного и талантливого психолога – Л.С. Выготского (1896 – 1934). Сегодня его имя – одно из самых цитируемых в мировой науке. Однако почему, в отличие от А.Р. Лурия, мировая слава пришла к нему почти через полвека после смерти? Отвечая на этот вопрос, мы увидим, что столь рано ушедший из жизни «Моцарт в психологии» постоянно находился во власти напряженных экзистенциальных проблем, используя психологию как средство их осмысления и решения. Также будет раскрыт процесс становления научной школы Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурия, создавшей культурно-деятельностную психологию как теоретическую базу отечественной психологическй науки

5. Заслуживает  внимания научный и жизненный путь еще одного основоположника психологии в нашей стране – С.Л. Рубинштейна (1889 – 1960): от прекрасной философской подготовки в Марбургском университете, попытки систематизации психологии на базе выдвинутого им принципа единства сознания и деятельности, добровольного принятия ленинградской блокады до открытия кафедры психологии в МГУ (и возрождения этой науки в его стенах).

6. Отдельная тема – «Советская психология как «репрессированная наука»». Этот термин, введенный М.Г. Ярошевским означает: а)прямые репрессии, которым подвергались ученые; б) насилие над научной мыслью, вплоть до ликвидации целых направлений (преимущественно практикоориентированных) и неудавшейся попытки ликвидировать саму психологию (1952); в) деформации процессов в психологическом научном сообществе, например, имитация дискуссий с целью разгрома каких либо ученых или направлений науки.

7. Возрождение свободной психологии приходится на начало 90-х гг, когда происходит либерализация политической жизни и исчезает идеологическое давление на науку, а также рушится «железный занавес», позволяя вернуться в Россию практической психологии – психодиагностике, психокоррекции, психологическому консультированию, психотерапии и многим другим направлениям психологической практики.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше